США серьезно обеспокоены: в случае конфликта с Китаем и Россией на Америку нацелятся тысячи ядерных боеголовок, пишет Asharq Al-Awsat. Во избежание этого сценария, Вашингтон решил «протянуть Москве руку», чтобы урегулировать имеющиеся разногласия. Но с Пекином пока такой подход не работает, считает автор статьи.
Cоветник по национальной безопасности США Джейк Салливан заявил, что Вашингтон занимается пересмотром ядерной стратегии и политики в сфере безопасности в это непростое для мирового порядка время. Америка готовится к противостоянию с двумя ядерными сверхдержавами одновременно — Китаем и Россией.
Одной из причин является крах системы контроля над ядерными вооружениями из-за истечения срока действия соглашений, регулирующих американо-российские отношения, или выхода из них одной из сторон. Единственной опорой глобальной безопасности остается ДСНВ-3, срок действия которого был продлен в 2021 году. Сегодня этот договор находится под угрозой. Президент России Владимир Путин заявил о приостановке участия Москвы в ДСНВ-3 (блокировка инспекций ядерных объектов) из-за напряженности в отношениях между США и Россией, возникшей в результате конфликта на Украине. Но Россия оставила дверь приоткрытой, заявив, что продолжит соблюдать ограничения ДСВН-3 по носителям ядерных боезарядов.
Ответ США прозвучал на прошлой неделе. Вашингтон заявил о прекращении обмена ядерной информацией. Он перестанет уведомлять Россию о статусе и местонахождении объектов, попадающих под действие ДСНВ-3, включая ракеты и пусковые установки. Но Вашингтон готов отменить эти меры в любое время, если Москва вернется к соблюдению своих обязательств.
Салливан протянул России руку, предложив начать переговоры о контроле над ядерными вооружениями без предварительных условий. Соединенные Штаты, по его словам, готовы придерживаться количественных ограничений ДСНВ-3, пока это делает Россия, и продолжать сокращать стратегические ядерные силы до 2026 года. Соединенные Штаты хотят отделить файл контроля над вооружениями от любых других досье (например, украинского кризиса). Салливан сказал: «Вместо того, чтобы дожидаться урегулирования всех двусторонних разногласий, США готовы работать с Россией над тем, как управлять ядерными рисками и разрабатывать архитектуру контроля над вооружениями после 2026 года».
Китай — сложная тема для Америки. Она не умеет выстраивать с ним отношения без напряженности. Некоторые даже обвиняют ее в том, что она не понимает, как мыслит КНР. При этом США отлично понимают Россию, поскольку у них большой опыт взаимодействия с Москвой — около 77 лет. То, что Вашингтон считает единственным способом для достижения прогресса в отношениях с Китаем, на самом деле является корнем его проблемы. Салливан заявил, что США пока не видят готовности Китая отделять стратегическую стабильность от более общих вопросов в отношениях между странами. Это разделение на протяжении десятилетий является краеугольным камнем ядерной и стратегической стабильности. Соединить, а не разъединить — вот чего хочет Китай. В этом и кроется суть китайского и российского подхода, который Вашингтон не понимает.