Продавать свою продукцию в России привыкли многие страны и в Прибалтике тоже успешно на этом зарабатывали, поставляя рыбную продукцию в достаточно широком ассортименте. Однако в последнее время всё изменилось и поддерживать товарооборот на прежнем уровне с странами Европы российские компании больше не имеют желания.
Дело в том, что в ЕС нет ничего уникального, но это далеко не главная причина. Просто собственные экономические интересы начинают преобладать над стремлением «помочь соседу», поэтому отечественные компании решили воспользоваться сложившейся ситуацией и заявить о себе более отчётливо.
- При СССР Прибалтийские страны справедливо занимали существенную долю рынка в производстве шпрот, на Новогодние праздники каждый житель Союза считал своим долгом отведать вкуснейшие бутерброды с небольшими копчёными рыбками.
Эта традиция никуда не делась и если посмотреть на продажи в магазинах, то в декабре рост спроса на консервированную рыбную продукцию, в частности на шпроты — резко увеличивается минимум на 50%.
Но теперь деньги получают не Латвия, Литва и Эстония, а российские рыбаки и они прочно укрепились на рынке, вытеснив чужих конкурентов.
Требуя оставить хоть немного российского рынка, в Латвии и Эстонии готовы были обеспечивать работу совместных предприятий, организовать филиалы в России, пойти на кооперацию, лишь бы сохранить выгодные продажи, но всё было бесполезно.
- Естественно это всё происходило на уровне бизнес-связей, а вот политики смотрели на эту кооперацию совсем благосклонно.
Важнейшую роль здесь сыграла политика Евросоюза, они начали запрещать странам Балтии коптить рыбу как прежде, якобы это влияет на «окружающую среду» и на вкусовые характеристики, вместе с тем они всячески старались разрушить экономические связи между нашими странами, лишь бы добиться своих конъюнктурных задач.
Конечно об интересах латвийских и эстонских рыбаков никто не задумывался, хотя люди там поколениями передавали навыки и секреты по приготовлению рыбных шпрот и другой рыбной продукции, основным рынком всегда считая российское направление.
Россия с 2014 года начала запрещать поставки товаров из Евросоюза, но латвийские и эстонские консервированные шпроты это не затронуло, ведь продажа этих консерв приносила огромный доход прибалтийским республикам, а наша страна старалась поддержать их экономику и не оставлять прибалтийских рыбаков без работы, порой даже в ущерб собственным экономическим интересам.
Но в Эстонии и Латвии начали менее тщательно относиться к качеству продукции и по некоторым добавкам показатели стали превышать нормы, поэтому импорт России всё же пришлось запретить. К тому же коптить там начали не на ольховых опилках, а искать другие варианты и это отразилось на вкусе продукции.
Рыболовецкие компании Балтийских стран требовали войти в их положение и готовы были на любые способы сотрудничества, лишь бы сохранить объёмы продаж, но если раньше некоторые российские фирмы ещё пытались найти дополнительные формы взаимодействия, то теперь российские рыбаки сами надежно заняли отечественный рынок и самостоятельно изготавливают и реализуют шпроты.
- В 2022 году вылов сельдевых и анчоусов в России вырос на 11% и достиг 980 тысяч тонн, рост происходит ежегодно.
Но всё же можно сказать, что российские компании пошли навстречу своим прибалтийским коллегам и частично вняли требованиям, начав начали выкупать в Эстонии и Латвии оборудование по производству шпрот и другой консервной продукции, а главным помощником в данном вопросе стала Калининградская область.
Посудите сами: если в 2015 году в Калининградской губернии было всего 3 предприятия по производству легендарных консерв, то теперь там 17 подобных заводов. Теперь российские шпроты даже идут на экспорт в Монголию, Казахстан, Таджикистан, Грузию, Туркмению, конечно в Белоруссию и другие страны. Всего экспортируется свыше 8-ми тысяч тонн консерв в год, почти 10% от общего произведённого количества.
Таким образом, требование прибалтийских рыболовецких и перерабатывающих компаний оставить им хоть какую-то возможность реализовывать продукцию в России частично выполнено: наши компании скупили у них оборудование и получили вообще весь собственный рынок, да вот только при этом используется улов, полученный уже от российских рыбаков.
В результате в Россельхозбанке сообщили, что отечественные компании полностью заменили рыбную и консервированную продукцию из стран Балтии.