На днях Минэк подготовил обновлённый прогноз социально-экономического развития России на этот и на следующий годы. Официально он пока не опубликован, однако соответствующая информация имеется в СМИ. Это уже своего рода традиция — сначала что-то «просачивается» в прессу, и только спустя время попадает на официальный сайт. Сейчас же там висит давно утратившая актуальность апрельская версия.
Для чего вообще необходимо смотреть и анализировать прогнозы различных министерств и ведомств? У нас таковых, к слову, два — Минэк и Банк России. Уникальностью их прогнозы не отличаются. Более того, они практически всегда неточные. Это происходит с целью некой «подстраховки». Закладывая в документ заведомо заниженные цифры, они якобы сообщают, что в случае чего готовы даже к самому негативному сценарию.
Однако у подобной практики имеется и негативная сторона. Когда Центробанк прогнозирует определенный уровень инфляции или показатель роста экономики, то подстраивает под это свой действия. И тогда искусственно заниженные цифры не раскрывают потенциал тех инструментов, которыми обладают ведомства, и выступают своего рода тормозом развития.
В качестве примера. В апрельском прогнозе Минэк прогнозировал рост ВВП в 1,2% (сейчас, кстати, 2,7%, но об этом позже). Исходя их данной цифры, т.е. по факту заниженного уровня ненефтегазовых доходов, планировался уровень расходов. Хотя в реальности у нас по августу плюс 50%, а за период январь-август плюс 25%.
Что это значит? Упущенные возможности. И такое, к сожалению, происходит постоянно. Да, спустя какое-то время деньги всё равно будут направлены на решение соответствующих задач. Но время уже потеряно. А это нераскрытый потенциал и, соответственно, недобор как по общему ВВП, так и по росту доходов граждан.
Именно поэтому важно смотреть прогнозы не просто каких-то институтов развития или же независимых аналитических агентств, а именно профильных ведомств. А конкретнее — Минэка и Банка России. Так как они важны именно потому, что они на их основе в дальнейшем будут планироваться конкретные действия.
Теперь перейдём к тому, что нам предлагает ведомство Решетникова. Как я уже упомянул, рост ВВП в этом году ожидается на уровне 2,7%. Цифра реалистичная. Я об этом заявлял ещё весной:
«Сейчас же нет оснований полагать, что рост экономики в 2023 году составит менее 2-3%»,
— писал это в апреле и повторю сейчас. Минэку же потребовалось полгода на размышления. Ну, хорошо хоть не в декабре очнулись. Отмечу, что до апреля прогнозы были ещё более скромные. Центробанк вообще «рассчитывал» на минус. Что действительности не соответствовало тогда и не соответствует сейчас. И ясно почему. У нас продолжается рост инвестиций в реальный сектор экономики, который во многом реализуется за счёт вливания бюджетных ресурсов.
Теперь что касается следующего года. Ведомство Решетникова закладывает 2,3% роста ВВП. Вот эти цифры я бы даже не назвал осторожными. Такое, на мой взгляд, действительно, может быть. Разумеется, может быть и больше, если Центробанк понизит ключевую ставку хотя бы до 8-9%. Плюс если продолжат поступать дополнительные нефтегазовые доходы, которые затем правительство Мишустина направит на инвестиции. То у нас может быть и 3%. Но пока говорить рано. Ещё как минимум не утвержден бюджет. Начинать прогнозы можно будет в 1 квартале 2024 года.
Средний курс доллара в этом году Минэк предполагает 85₽. Обращу внимание, что это именно средний курс за год. Вот как раз это весной было предсказать совершенно невозможно. Так как летняя девальвация не имела никаких объективных экономических причин. К ней привёл искусственный дефицит предложения валюты на внутреннем рынке.
Насчет инфляции, то она по итогам года прогнозируется на уровне в 7,5%. Я же отмечу, что тут стоит дождаться данных за сентябрь. Потому что именно тогда начнет сказываться эффект девальвации, который идёт с лагом в 2-3 месяца. Плюс август традиционно является слабым с точки зрения роста цен, так как вовсю идёт сбор урожая. Который фермеры спешат быстрее продать, чтобы получить оборотные средства на полевые работы осенью и весной.
Но даже и 7,5% — это именно статистический показатель, посчитанный по методологии Росстата. И он абсолютно несовершенен. Туда, например, входят калоши. Ну кто сейчас носит калоши? То есть, если делать поправку на то, что это именно официальная цифра, в принципе прогноз Минэка выглядит более-менее адекватным. Хотя говорить ещё рано.
А вот в следующем году Министерство экономического развития предполагает, что инфляция составит всего лишь 4,5%. Это, на мой взгляд, абсолютно нереалистичный показатель. Очень много факторов говорит о том, что рост цен продолжится. Хоть и его темпы замедлятся. Это, в принципе, не является удивительным. У нас идут серьёзные инвестиции в реальный сектор. Возрастает оборачиваемость финансовых ресурсов. А инфляция при интенсивном росте внутреннего рынка неизбежна.
Поэтому, когда Центробанк заявляет, что они намерены достичь таргета в 4%, это значит, они одновременно подразумевают и как минимум стагнацию внутреннего рынка. Инфляция в 6-8% официально по итогам года в нашей ситуации — абсолютно нормальна.
Тут можем в качестве примера вспомнить 2021 год. Инфляция составила 8,39%. При этом рост ВВП 5,6%. И это было не только восстановление по итогам 2020 года, когда ВВП упал на 2,7%. То есть шло интенсивное развитие. И, конечно, это сопровождалось определённым ростом цен. В 00-х инфляция иногда вообще была в двузначных значениях. При этом доходы граждан росли на 15% в номинальном выражении при инфляции 10-11%. Значит и в реальном выражении они тоже росли.
Поэтому прогноз по инфляции на 4,5% в следующему году, конечно, возможен. Но только если Центробанк задерёт ставку и остановит рост экономики.
Далее курс доллара. Минэк прогнозирует его в 90₽ (средний). Сейчас, я напомню, 95-96, т.е. они рассчитывают на откат назад. Хотелось бы в это верить. Потому что сейчас курс неадекватный и не соответствует абсолютно никаким экономическим факторам. Реальный курс, повторюсь, 80-85₽, не больше 90 в определённые пики. И к этому необходимо возвращаться. В этом месте вспомним заявление заместителя Решетникова Ильи Торосова, который является, на мой взгляд, достаточно компетентным специалистом. Не так давно он сказал, что Минэк прорабатывает вопрос возврата курса на адекватное значение. Надеюсь, так оно и будет.
В общем, основные параметры обновленного прогноза Минэка мы разобрали. Какой можно сделать вывод? Первое — в правительстве ожидают смягчения денежно-кредитной политики Банка России. Подобный вывод можно сделать на основании того, что рост ВВП по их мнению в следующем году составит 2,3%. Это возможно явно не со ставкой в 12% или 13%.
Второе — ожидается, что инвестиции в реальный сектор экономики продолжатся. Как со стороны частного сектора, так и со стороны государства. Это очень хорошо. Данный инструмент с 2020 года показал себя крайне эффективным. Если бы не бюджетные инвестиции, то мы бы имели ситуацию не самую радостную.
Третье — судя по всему, меры по укреплению рубля до среднего уровня в 90 за доллар как минимум обсуждаются. В целом прогноз Минэка можно расценить как позитивный. Это важно. Так как, повторю, исходя из него мы можем понять, как будет выстраивать свою работу правительство. Пока же очевидно, что от прежнего курса кабинет министров не отказывается. И данный факт не может не радовать.