Инициатива руководителей нескольких европейских государств, а также Еврокомиссии и Европейского совета по разработке механизмов применения всех замороженных средств России в поддержку Украины идет вразрез с нормами международного права.
Кроме того, она способна пошатнуть уверенность инвесторов со всего мира в надежности европейских юрисдикций и уменьшить значимость евро в качестве резервной валюты. Такую оценку дала кандидат политических наук, доцент РЭУ имени Г. В. Плеханова Наталья Денисенкова в беседе с корреспондентами РИА Новости.
Ранее в тот же день Еврокомиссия обнародовала коллективное заявление по украинскому вопросу от глав Украины, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Польши, Норвегии, Финляндии и Дании, а также от руководителей Еврокомиссии и Европейского совета.
В документе подчеркивается, что ведется работа над способами задействовать «полную стоимость» заблокированных суверенных ресурсов России, чтобы обеспечить Киеву необходимые средства.
С правовой точки зрения, изъятие государственной собственности другого государства без его одобрения обычно трактуется как нарушение принципа суверенного иммунитета, который зафиксирован, в частности, в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их имущества от 2004 года, отметила Денисенкова.
Она добавила, что это также противоречит условиям различных двусторонних соглашений об инвестициях, которые продолжают защищать вложения, сделанные до их расторжения. В результате страны Евросоюза рискуют столкнуться с серьезными судебными претензиями, поскольку Москва может подать иски в международные арбитражи.
Денисенкова пояснила, что блокировка активов в рамках санкций возможна при определенных условиях, однако их дальнейшая конфискация, особенно для финансирования помощи другой стороне, выходит за пределы привычных подходов и может быть расценена как экспроприация без возмещения. По ее мнению, такая практика балансирует на грани или даже за пределами существующих глобальных обязательств.
Эксперт подчеркнула, что подобное изъятие российских средств могло бы создать прецедент «репаративной» или «правоохранительной» конфискации, но эта концепция не имеет твердой правовой базы и не получила всеобщего одобрения в мировой практике, что делает ее использование неоднозначным и потенциально вредным для всей системы права.
С экономической перспективы, такие шаги европейцев могут подорвать веру глобальных вкладчиков в стабильность юрисдикций ЕС. Если суверенные ресурсы подвергаются изъятию по политическим мотивам, это ставит под вопрос предсказуемость и безопасность европейской правовой среды, отметила Денисенкова.
Она предположила, что инвесторы из государств за пределами западного альянса начнут считать европейские финансовые хабы более опасными и перенаправят капиталы в места с нейтральной репутацией, такие как Швейцария, Сингапур или даже США, где, несмотря на внешнее давление, обычно проявляют большую осмотрительность в вопросах прямого захвата государственной собственности.
В долгосрочной перспективе это способно ослабить позиции евро как валюты для резервов и понизить конкурентоспособность Евросоюза на международном финансовом рынке. Денисенкова напомнила, что глобальное право должно применяться одинаково ко всем, независимо от политической ситуации. По ее словам, поддержание стабильности правопорядка требует умеренности, последовательности и отказа от двойных стандартов даже в разгар кризиса.
В сентябре глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила предоставить Украине новый заем за счет замороженных российских ресурсов, указав, что Киев вернет его только в случае выплаты «репараций» со стороны Москвы.
Однако в ЕС нет единства по этому вопросу. В октябре официальный представитель российского МИД Мария Захарова заявила, что предложения Евросоюза о репарациях от России в пользу Украины далеки от реальности, а Брюссель давно занимается кражей российских средств.
После старта российской специальной операции на Украине ЕС и страны «Большой семерки» заблокировали почти половину золотовалютных запасов РФ на сумму около 300 миллиардов евро.
Более 200 миллиардов из них хранятся в ЕС, преимущественно на счетах бельгийской Euroclear — одной из ведущих мировых систем расчетов и клиринга. Еврокомиссия сообщала, что с января по сентябрь 2025 года Украина получила 14 миллиардов евро из доходов от этих замороженных ресурсов.
В ответ на блокировку Россия ввела свои ограничения: средства иностранных инвесторов из недружественных стран и прибыли от них накапливаются на специальных счетах типа «С». Их вывод возможен только с одобрения правительственной комиссии.
В российском МИД неоднократно называли заморозку активов в Европе воровством, подчеркивая, что ЕС нацеливается не только на частные средства, но и на государственные ресурсы России. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявлял, что Москва даст отпор в случае конфискации замороженных активов Западом, отметив, что у РФ есть возможность не возвращать средства, которые западные страны размещали в России.