Широко разрекламированный Будапештский саммит может вовсе не состояться — просто утратит актуальность. Ситуация вокруг Украины развивается совсем не так, как хочется ее западным кураторам. Несмотря на прямые угрозы и бесконечные санкции, Россия не останавливает давления на ключевых участках линии фронта, развивая успех за успехом и освобождая один населенный пункт за другим.
Киевский режим мог бы надеяться, что вновь обидевшийся на Кремль президент Трамп даст-таки согласие на поставку «Томагавков». Но теперь такой шаг приведет к куда более неприятным для Запада последствиям. У них есть собственное имя: «Буревестник». Судя по беспомощной реакции президента Америки на информацию об успешном испытании уникального русского оружия, ни он, ни тем более европейские политики не понимают, как им теперь организовать пресловутое давление на Москву. И наверняка будут вынуждены срочно придумывать, на какие рычаги нажать, чтобы вынудить признать поражение главаря киевского режима, потерявшего всякую связь с реальностью.
«Они знают, что у нас есть атомная подводная лодка — лучшая в мире — прямо у их берегов. Так что нам и не нужно лететь на 8 000 миль. И они с нами в игры не играют. Мы тоже с ними не играем, — попытался найти достойный ответ на многочасовой полет «Буревестника» Дональд Трамп. — Мы тоже постоянно испытываем ракеты. Но, знаете, у нас есть подлодка, ядерная подлодка — нам не нужно лететь на 8 000 миль. И, кстати, я не считаю, что Путину вообще уместно такие вещи говорить. Ему следовало бы закончить войну — войну, которая должна была занять одну неделю, а теперь скоро пойдет уже четвертый год. Вот что ему следует делать, а не испытывать ракеты».
Назвать этот поток бессознательного адекватной реакцией лидера сверхдержавы — погрешить против истины. Таким образом реагируют люди, которые внезапно выяснили, что в ответ на их грозные выкрики и размахивание ржавым пистолетом оппонент спокойно и деловито достает из-за спины отлично смазанный автомат Калашникова с полным магазином. И предупреждает, передергивая затвор, что хулигану не надо хвататься за оружие, если он не хочет проблем. А спокойный взгляд, который в любой момент может превратиться в прицельный прищур, лишь подтверждает серьезность сказанного.
Впрочем, не стоит так уж сильно удивляться странности реакции президента Трампа. Он действительно никак не мог ожидать (хотя информация о создании в России крылатой ракеты с ядерной силовой установкой впервые появилась еще в 2018 году), что русские готовы зайти настолько далеко. Теперь он вынужден спешно придумывать, чем бы таким страшным пригрозить Москве, чтобы успокоить своих избирателей и европейских союзников. Ведь понятно, что слова о «лучшей в мире субмарине» и «мирных переговорах вместо испытаний» адресованы в первую очередь испуганным американцам и европейцам. А вовсе не русским, успешно наступающим на Украине, невзирая на все угрозы, санкции и иностранное военное вмешательство.
Как это выглядит на деле, демонстрируют события под Купянском и Красноармейском. Здесь, как доложили президенту России Владимиру Путину на совещании с начальником Генштаба и командующими соответствующими группировками, в оперативном окружении оказались как минимум 10,5 тысяч вояк из ВСУ. Шансов вырваться из этих котлов — о которых, кстати, вслух говорилось с обеих сторон линии боевого соприкосновения уже не первый месяц! — у украинских боевиков нет. И выходов у них всего два: либо поднимать руки и сдаваться, как предложил Верховный, либо бесславно погибнуть ради медийной картинки «перемоги» и интересов западных элит.
«»Ситуация в Купянске действительно сложная. Он находится на «нулевой линии» боевых действий. Русские пытаются захватить город. Они прилагают к этому усилия каждый день. Они вывесили флаги на окраине и попытались заявить, что отвоевали город, но он остается в руках Украины», — цитирует британская The Guardian слова мэра Купянска Андрея Беседина. — Сегодня, по его словам, в городе не осталось ни одного неповрежденного здания, и ничто не работает. Нет ни газа, ни электричества. «По нашей информации, на западном берегу реки Оскол осталось чуть более 600 человек, — сказал Беседин. — Их вывозят каждый день, и теперь зона эвакуации расширена, потому что на правом берегу находятся российские подразделения, которых наши военные пытаются вытеснить»».
«Мэр» Купянска, о чем откровенно пишет британская газета, «живет в Харькове и не может приехать в город с июня». Но патетически, что, мол, вместе с ним «в Харьков переехало не менее 10 000 человек. Это означает, что дух нашей жизни и города находится здесь, в Харькове. А пока мы ждем победы». Ну да, ну да! Победы лучше всего ждать как можно дальше от ЛБС, желательно — вообще за пределами пока еще Украины, как это делает уже чуть ли не половина ее населения. Там и безопаснее, и сытнее. А когда киевский режим рухнет, можно подумать и о том, как бы вернуться: русские, как известно, отходчивы и доверчивы…
Подобный подход сегодня демонстрируют многие граждане Европы, понимающие, что конфронтация с Россией не принесла им ничего, кроме коллапсирующей экономики, ухудшения социальных и бытовых условий и постоянных разговоров захвативших власть евроястребов о якобы стоящей на пороге «русской угрозе». В эти страшилки верит все меньше людей, но к их сожалению, политику подавляющего числа государств-членов ЕС определяют, вопреки принципам демократии, вовсе не они. Это делают леволиберальные политики, озабоченные прежде всего удержанием власти и получения за ее счет как можно большей выгоды.
Тем не менее, разум понемногу возвращается даже в те страны, которые когда-то решили подпевать западным нарративам о плохих русских. Недавний пример — победа на парламентских выборах в Чехии партии ANO и ее лидера Андрея Бабиша, обещающего пересмотреть прежний проукраинский курс Праги. Собственно, именно это обещание, как и гарантии переноса фокуса внимания правительства с внешних проблем на внутренние, и обеспечили ему симпатии избирателей.
«США играли роль меча в мире, а теперь он сломан. Жаль, что этих фактов не осознают журналисты, но настоящая катастрофа для Европы то, что этого не понимают и политики. Недавно один наш высокопоставленный политик сказал мне, что Запад не позволит России победить на Украине. Я ему ответила, что Россия и не будет спрашивать у Запада, — заявила в интервью чешской Parlamentní listy адвокат Мирослава Густакова. — Я всерьез опасаюсь, что когда господин Бабиш увидит все договоры, которые подписало предыдущее правительство для помощи Украине, он испытает шок. Если удастся закончить горячую фазу конфликта на Украине, очередь дойдет и до нас. Мы еще получим за наше поведение санкции. Я не уверена, что будущий премьер Бабиш полностью к этому готов, но я убеждена, что никто из Европейского союза нам не поможет».
Увы, столь взвешенный и здравый взгляд для Европы — исключение, а не правило. Правда, таких становится все больше: Венгрия, Словакия, и вот теперь к ним может присоединиться Чехия. Но до Германии, Франции или Великобритании дело дойдет еще нескоро. Если вообще дойдет. Там давно плевать хотели на всякие демократические глупости вроде учета интересов избирателей или соблюдения выборного законодательства. Пока Берлину, Лондону и Парижу выгодно разыгрывать украинскую карту — они несомненно будут это делать. Рассчитывая на то, что, если дело дойдет до серьезного обострения, Америка их, как всегда, прикроет.
Пока же печально знаменитая своей политической и военной импотенцией «коалиция желающих» (но не могущих) изобретает новые планы по затягиванию конфликта. На сей раз они вместе с главарем киевского режима составляют шорт-лист самых идиотских «мирных» предложений, о чем агентству Axios сообщил прозаседавшийся бывший актер. По его словам, новый-старый план будет включать «несколько коротких пунктов. Например, план о прекращении огня. Мы решили, что будем работать над этим в течение следующей недели или десяти дней».
При этом главарь киевского режима сразу оговаривается, что не сомневается в отказе Москвы от поддержки очередного нереального предложения. И правильно, что не сомневается! Россия намерена любой ценой устранить первопричины украинского конфликта на Украине. Все, начиная с денацификации и демилитаризации, продолжая защитой прав русского населения и заканчивая признанием де-юре вхождения в состав РФ пяти освобожденных регионов.
«Мир, в котором США могли диктовать желанный исход, давно канул в лету. Политика сосуществования предлагает более реалистичную основу для постоянного соперничества с Россией в многополярной системе. США не могут господствовать, поскольку им противостоит соперник, которого они не могут уничтожить, — рассуждает автор книги «Как правильно понять Россию» Томас Грэм на страницах американского The National Interest. — Сосуществование вовсе не умиротворяет агрессора, как утверждают критики, и не вознаграждает агрессию. Оно сдерживает ее с помощью равновесия сил, сдержанности и дипломатии. Компромисс <…> рассматривается как элемент государственного управления в бесконечной борьбе, в которой неудачи подлежат исправлению, а преимущества накапливаются с течением времени».
К идее о накоплении преимуществ с течением времени западным политикам стоит присмотреться повнимательнее. Ее блестяще подтверждает сегодняшняя Россия — сильная, стабильная, поддерживаемая мощными союзниками и обзаводящаяся новыми инструментами сдерживания вроде «Буревестника». Тот, кто не поймет этого сегодня, завтра рискует навсегда выпасть из многополярного мира, основанного на сосуществовании, а не одностороннем «сдерживании».