Россия может воспользоваться войной авиационных тарифов между ЕС и США и начать экспансию самолетов МС-21 на европейский рынок. Об этом «ПолитРоссии» заявил авиаэксперт Владимир Попов.
В минувшую среду, 12 августа, власти США объявили о сохранении пошлин в размере 15 % на все ввозимые в страну самолеты Airbus, несмотря на все предпринимаемые Европейским союзом шаги по разрешению 16-летнего спора о субсидиях для авиационной отрасли. Согласно подсчетам экспертов, данное решение позволил Вашингтону ввести пошлины в размере 7,5 миллиарда долларов в год.
В Airbus решение американского правительства не оценили, заявив, что повышение пошлин лишь усилит нехватку самолетов, с которой сталкиваются авиакомпании, а также усложнит урегулирование ситуации путем переговоров между США и Евросоюзом. При этом в компании выразили надежду на то, что Европа должным образом отреагирует для защиты своих интересов и интересов всех европейских компаний и секторов, включая Airbus, на которые распространяются эти тарифы. Иными словами, речь идет о том, чтобы ввести аналогичные пошлины на американские самолеты – главным образом, на Boeing.
Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» главный редактор портала Avia.ru, эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ Роман Гусаров, речь идет о самой настоящей войне тарифов между ЕС и США, в которой каждая из сторон пытается продавить интересы собственных производителей, заняв выгодное положение на рынке.
«Boeing и Airbus долгие годы судились в ВТО, обвиняя друг друга в том, что правительства их стран скрыто субсидируют собственную авиационную промышленность, то есть, заваливают деньгами, что нарушает условия равной конкуренции. В итоге в ВТО подтвердили факт поддержки Airbus странами ЕС и присудили Штатам определенную компенсации, которую американцы решили получить в качестве ввозных пошлин на французские самолеты. В ответ на это европейцы предприняли всевозможные шаги, чтобы как можно быстрее компенсировать всю сумму, считая, что теперь Америка отменит пошлины, и весь конфликт сойдет на нет. Но, очевидно, что эти пошлины были введены лишь для того, чтобы поддержать Boeing», – объясняет эксперт.
По его словам, американская компания сегодня не может поставлять самолеты семейства MAX на рынок. И поэтому американцы препятствуют проникновению в свою страну европейских самолетов. Если сейчас компании в США закупят лайнеры Airbus, то они будут летать на них как минимум в течение ближайших 15-20 лет. Так что фактически речь идет лишь об очевидной политик протекционизма, плохо прикрытой якобы заботой американцев и сохранении равной конкуренции на рынке.
Впрочем, одними лишь американскими и европейскими производителями рынок гражданского авиастроения не ограничивается. Как отметил в интервью нашему изданию заслуженный военный летчик РФ, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов, недалек тот час, когда своей веское слово скажет и Россия. Прямой сейчас наша страна переживает ренессанс в производстве пассажирских самолетов. Уже в ходу пусть и не идеальный, но вполне конкурентоспособный Sukhoi Superjet 100, находящийся в эксплуатации сразу у нескольких стран мира. А на подходе у на главная надежда отечественного авиастроения в лице ближне-среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21.
Его сертификация запланирована уже на середину 2021 года, а всего месяц назад о своих планах приобрести сразу 85 самолетов МС-21 заявила компания «Аэрофлот». Разумеется, в приоритете – оснастить российскими лайнерами отечественные авиакомпании. Однако никто не собирается отказывать и от экспорта. И в этом отношении, как отмечает Владимир Попов, нашей стране конфликт между Boeing и Airbus сыграет лишь на руку.
«Как у нас говорят, надежда умирает последней. Так что в принципе такое вполне возможно – если Европа введет пошлины на американские самолеты, их просто не будут закупать. А это значит, что свои услуги, причем по более выгодной цене, сможем предложить мы. Другое дело, что у нас, к сожалению, пока еще нет серийного производства самолетов МС-21 или, как его еще называют, Як-242. Хотя мы уже завершаем сертификационные испытания и даже готовим этому самолету новый отечественный двигатель. Так что в ближайшие год-два захватывать международный рынок мы точно не будем – первым делом мы в любом случае будем обращать внимание на отечественные компании», – считает эксперт.
По его словам, шансы обжиться в Европе есть и SSJ-100, однако для этого необходимо, чтобы наша промышленность и наши конструктора немного доработали этот самолет. что же касается МС-21, то уже лет через пять этот самолет, уверен эксперт, сможет пополнить авиапарки многих европейских авиаперевозчиков.
«В этих условиях, когда Boeing и Airbus будут разбираться между собой, у нас появится определенное преимущество. Третья сторона всегда выигрывает – это все определяется лишь техническими и финансовыми вопросами. Так что мы можем надеяться, что заберем себе определенную часть рынка – скорее всего, так и будет. И эта война Америки и Европы может окончится победой России. При этом я говорю не только о таких направлениях, как Индия, Китай, Ближний Восток или Южная Америка – по этим рынкам у нас и так все хорошо. Думаю, что нашей гражданской авиации, которая сейчас активно восстанавливается, под силу заявить о себе и на европейском рынке. Перспективы, безусловно, будут, и будут они очень серьезными», – резюмирует Владимир Попов.
Ранее «ПолитРоссия» предоставляла перевод материала британского издания Simple Flying, решившего сравнить МС-21 с его главными конкурентами в лице Boeing 737 MAX и Airbus A320neo. По мнению экспертов, российский лайнер ничуть не уступает зарубежным аналогам, а по некоторым параметрам, таким как мощность двигателя, и вовсе их превосходит.