Министерство финансов опровергло публикацию американского сливного бачка под названием Bloomberg, которого кто-то по недоразумению продолжает считать «респектабельным СМИ». Вчера данное, с позволения сказать, издание, написало, что в своем внутреннем прогнозе Министерство финансов исходит из того, что ВВП России в этом году упадёт аж на 12%. То есть, якобы будет самый глубокий спад с 1994 года.
Впрочем, уже сегодня соответствующая заметка Bloomberg была обновлена и в ней появилось опровержение от ведомства Силуанова:
Подготовка официальных макроэкономических прогнозов не входит в полномочия Министерства финансов
Действительно, официальные макроэкономические прогнозы Минфин не готовит. Этим в правительстве занимается Министерство экономического развития, также свой отдельный прогноз предоставляет Банк России.
Что касается Минэка, то, по информации «Ведомостей», ведомство Решетникова ожидает спад экономики в этом году на 8,8%, а вот оценка ЦБ находится в диапазоне от минус 8% до минус 10% ВВП
Но, несмотря на то, что Минфин не уполномочен давать официальные прогнозы, наверняка какие-то внутренние расчеты, которыми оперируют чиновники ведомства имеются. И это абсолютно нормально. Здесь же вспомним, что в этот самый Bloomberg из Минфина регулярно утекает какая-либо информация. Во всяком случае, так пишет американское издание.
Однако все это неважно от слова «совсем». Вопрос здесь заключается совершенно в другом. А зачем вообще ведомство Силуанова вступает в дискуссию с вражескими СМИ? Зачем пытается что-то опровергнуть и заявить? Кому они хотят что-то доказать? Западной аудитории? Да нам вообще сейчас должно быть без разницы что они там у себя думают. Обращать внимание на их вопли уж точно не стоит. Или же Министерство выпустило опровержение, рассчитаное на внутреннюю аудиторию? Тогда вопрос такой же: а кого внутри страны интересует, упадет ли ВВП на 8% или на 12%? Сейчас это совсем неважно.
Лучше потерять условно 15%, но восстановить большую часть в следующем году, чем показать результат в минус 8% и плестись в следующем году с околонулевыми темпами роста. Сейчас важны не те или иные цифры, а то, какой курс будет проводить правительство и Центробанк. Сможет ли финансово-экономический блок правительства провести быстрые структурные изменения, усилив роль государства в экономике, или же будет пытаться построить «суверенный либерализм»?
Здесь мы видим, что, в целом, экономический курс задан верно, несмотря на то, что до конца он еще не сформирован. Стратегические решения, принятые Президентом, полностью развязывают финансово-экономическому блоку руки для построения экономики XXI века, которую можно назвать государственным капитализмом. Его эффективность ярко подтверждает пример Китая. И сейчас у России есть все шансы осуществить экономический прорыв, выйти на совершенно иной уровень развития. Повторить экономическое чудо конца XIX-начала XX века и 1930-1950-хх годов.
Вопрос, увы, в кадрах. А, точнее, в осторожности многих чиновников Минэка и Минфина, главным принципом которых является «лишь бы что не натворить». Они привыкли неуклонно следовать правилам и законодательству, которые во многом были написаны ещё до их прихода на соответствующие должности. И, конечно, писались они по либеральным методичкам. Увы, но чиновники Минфина и Минэка не понимают или не хотят понимать, что они и есть власть. Они могут сами устанавливать новые правила и корректировать законы так, чтобы обеспечивать высокие темпы социально-экономического развития страны. Но, к сожалению, на практике получается совсем иначе.
Абсолютно правильные инициативы утопают в бесконечных согласованиях и обсуждениях. И либо не принимаются вовсе, либо принимаются за такой долгий срок, что их эффективность девальвируется в разы. Яркий пример — решение об инвестициях в реальный сектор экономики средств Фонда национального благосостояния. Еще в 2019 году было понятно, что планка в 7% к ВВП в реальном выражении уже преодолена. Но вместо того, чтобы подготовить список соответствующих проектов и моментально начать вкладывать деньги, решили ждать 2020 года, когда начался кризис, и инвестиции поставили на паузу. Потом проекты обсуждали целый 2021 год, хотя многие из них были проработаны еще несколько лет назад. Результат — валютная часть ФНБ заморожена. Да, Центробанк сейчас не будет зеркалить валюту и у правительства остается доступ к рублевой части, но если бы деньги начали вкладывать еще 3 года назад, то и соответствующий результат мы бы ощутили уже сейчас.
Что же касается непосредственно Минфина, то ведомству Силуанова пора прекращать обращать внимание на всякую желтую прессу. И перестать их по старинке считать «респектабельными СМИ». Лучше бы Минфин с таким же рвением комментировал и давал оценку проектам, которые предлагает Сергей Глазьев или же Александр Галушка.