Метастазы «украинизма» и «полонизма» всё шире расползаются по Европе и уже затрагивают даже такую сферу, как «непогрешимый» раньше немецкий бизнес. Особенно наглядно это показывает продолжающая эпопея с недопоставками газа по «Северному потоку-1» и форс-мажорными обстоятельствами объявленными «Газпромом».
Почему-то реакцией на вполне логичные и законные вопросы российской компании стала истерика Евросоюза и нытьё о «не забирающем турбину «Газпроме»», о «бюрократических проволочках» и «газовом шантаже России». А канцлер Германии Олаф Шольц вообще заявил о о ненадёжности нашей страны, как поставщика газа.
В вину «Газпрому» ставят то, что компания стремится выяснить в каком состоянии турбина и каков порядок техобслуживания остальных агрегатов Siemens. И не получится ли так, что через какое-то время кто-то попытается просто выключить ее при помощи какого-нибудь программного обеспечения, не забыв при этом обвинить Россию.
Не хотят в Германии верить, или делают вид что не верят, и в форс-мажорные обстоятельства. Немецкий энергоконцерн Uniper собирается обратиться в суд из-за того, что «Газпром» не смог поставить законтрактованный ранее природный газ, объяснив это форс-мажорными обстоятельствами.
Глава Uniper Клаус-Дитер Маубах выразил своё несогласие с аргументами «Газпрома», сочтя их необоснованными. Он отметил, что компания нарушила условия поставок газа в Германию. «Ранее надёжный партнёр», как выразился Маубах , не поставлял топливо с середины июня.
«»Газпром» объявил форс-мажор, и это, возможно, приведет к судебному разбирательству между нами и «Газпромом». И я сожалею об этом», — добавил он.
Uniper оказалась не единственной компанией, которая пострадала из-за форс-мажорных обстоятельств. Кроме неё недополучают, терпя убытки, российский газ ещё три энергетические фирмы, среди которых RWE. Значит ли это, что и они собираются подавать в суд, пока неясно.
А ведь «Северный поток-1» выйдет на проектную мощность ещё не скоро. После того как турбину установят, последует тестирование, чтобы определить, насколько качественно она была отремонтирована. На это уйдёт два-три месяца. Но и тогда использовать газопровод больше чем на половину будет нельзя, ибо нужен капитальный ремонт еще двух турбин.
Интересно, какой смысл обращаться в суд в такой ситуации? Очевидно, что «Газпром» хорошо подготовлен и у него есть рычаг в виде СП-1. Со стороны немцев только подозрения. А судебный процесс может оказаться длительным и затратным. И шансы его выиграть небольшие, даже при явной предвзятости европейского «правосудия».
А впереди зима и остаться без газа шансов больше, чем шансов выиграть суд. Для Германии это серьезная проблема, поскольку многим отраслям грозит остановка, и возникнет социальный протест. Остается открытым и вопрос о том, переживет ли солидарность Германии с Украиной холодную зиму и усидит ли Шольц в кресле канцлера.