«Они договорились», «Китай сливает Россию», «Си оказался ненадёжным партнёром» – поток синофобской пропаганды лился из либеральных и прозападных пабликов ручьём после того, как председатель КНР провёл личную встречу с президентом США Джо Байденом в Сан-Франциско. Правда, уже сразу после переговоров стало понятно, что ни о какой «договорённости» и речи быть не может.
Не прошло и 40 минут, как старина Джо на пресс-конференции в очередной раз назвал китайского лидера «диктатором». Вообще, Байден – рекордсмен по количеству персональных оскорблений, отпущенных им в отношении первых лиц Китайской Народной Республики. Напомним, что в ходе предвыборной кампании нынешний президент называл Си «головорезом», задвигал тезисы, дескать, задвинет главу Компартии и заставит его играть по «правилам» (как справедливо заметил Путин, «неясно, кто придумал эти правила»).
Что же получилось на практике после сан-францисских переговоров? Ровным счётом ничего хорошего для американо-китайских отношений. В ноябре пресса писала, что есть какие-то договорённости насчёт возобновления хотя бы военного диалога между Министерством обороны КНР и Пентагоном во избежание случайных столкновений на море или в воздухе. 8 декабря координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби заявил: никакого диалога между Вашингтоном и Пекином в сфере безопасности нет.
По итогам четырёх кварталов 2023 года товарооборот США и Китая, поистине огромный, держащий на себе львиную долю международной экономики, упал на 14%. Причём, китайский экспорт в Америку просел на все 16,4%. И это без учёта четвёртого квартала, который также рискует выдаться не слишком плодотворным. Одними Штатами дело не ограничивается. Си Цзиньпин последовательно демонтирует торговые цепочки, выстроенные поколениями китайских системных либералов в предыдущие десятилетия. Импорт продовольствия из Японии в ноябре 2023 года оказался на 60,3% (!) ниже аналогичного показателя прошлого года. Феноменальное падение. При этом ограничения на поставки российской сельскохозяйственной продукции шаг за шагом снимаются (см. ситуацию со свининой).
Нарушения так называемой «срединной линии» в Тайваньском проливе стали обыденностью и больше не вызывают интереса у мировых СМИ. Китайские самолёты регулярно входят в опознавательную зону тайваньской противовоздушной обороны, игнорируя все предупреждения. Народно-освободительная армия Китая даёт понять, что произвольно установленные Тайбэем ограничения ничего не значат для Поднебесной. Не исключено, что в ближайшем будущем нас будет ожидать вооружённое обострение. Правда, совсем не такое, как многие предполагают.
Начать НОАК может с освобождения островов Цзиньмыньдао и Мацзу. Когда мы говорим о «Тайване», подразумеваем один большой остров, похожий по форме на лаваш. Однако ещё со времён окончания гражданской войны в Китае так называемая «Китайская Республика» удерживает ряд островов в прямой близости к материку. Вот как это выглядит на карте. Данную островную гряду буквально видно с континента. Отделяет её от материкового Китая 8-25 километров, всего ничего (для сравнения: сам Тайвань от КНР находится на расстоянии около 180 км). Захват силами китайского флота стратегически важных позиций – дело не самое тяжёлое. Едва ли американский ВМФ сможет этому помешать.

Целью могут стать также острова Пэнху, но провернуть такую операцию будет неизмеримо сложнее. А вот что касается Цзиньмыньдао и Мацзу, тут вполне может получиться. Тем более, у Китая, гораздо менее сильного, чем нынешний, был опыт такого «отжатия» земель. В 1974 году на фоне коллапса южновьетнамского режима китайская армия взяла под контроль Парасельские острова в Южно-Китайском море. Территориальный спор продолжается вплоть до настоящего времени. На них претендуют КНР, Тайвань и Вьетнам. Но, видимо, в ближайшей перспективе данный архипелаг будет оставаться за Поднебесной.
Как бы то ни было, решимости Си Цзиньпину не занимать. Об этом свидетельствует слив телеканала NBC, последовавший на днях по итогам переговоров в Сан-Франциско. По информации влиятельного американского СМИ, председатель Китайской Народной Республики прямо заявил Джо Байдену: Китай намерен во что бы то ни стало вернуть Тайвань под свой контроль, но сделает это, дескать, «мирными методами». Речь, скорее всего, идёт о предстоящих президентских выборах на острове, которые пройдут 13 января 2024 года. В случае победы кандидата от Гоминьдана такой расклад возможен.
Однако не для того Конгресс США выделяет бешеные деньги на вооружение островитян, чтобы американцы так просто согласились бы с поражением своих ставленников. Тем более учитывая идеологическую и структурную близость пробайденовской Демократической Прогрессивной Партии (ДПП) американскому союзнику – Демократической партии США. Общая повесточка, общие взгляды на внешнеполитический курс, общий бэкграунд, в конце концов (кандидат от ДПП Уильям Лай – выпускник Гарвардского университета и открытый борец за «независимость Тайваня»).
Суммируя, можно сказать одно: столкновение США и Китай в Тайваньском проливе неизбежно. Ни о каком мирном сценарии говорить не приходится. В самом травоядном случае всё ограничится захватом ряда островов и частичной блокадой Тайваня со стороны военно-морских сил КНР. В жёстком сценарии можно ожидать полную блокаду острова (он способен держать её не более, чем 3-4 месяца). Если же брать ультрарадикальный, то можно ожидать и повторения высадки в Нормандии, но, кажется, до такого всё-таки не дойдёт – военному руководству КНР это не нужно.