Главная » В мире » Тайная схватка за ключевой ресурс – почему Китай диктует условия США, и что нужно России для этого

Тайная схватка за ключевой ресурс – почему Китай диктует условия США, и что нужно России для этого

Америка уже захватила и присвоила 3 танкера с нефтью из Венесуэлы. При этом Трамп объявил руководство страны преступной организацией и грозит нанести удары по её территории. Но эту историю часто рассматривают не под тем углом, каким следовало бы.

Америка, конечно, любит нефть, и, как принято говорить, считает почти всю её в мире своей собственностью. И не любит, когда над «американской» нефтью вдруг обнаруживаются другие страны. И Венесуэла в данном случае – не исключение. И всё же нефть здесь играет немного иную роль.

На сегодняшний день для США гораздо важнее, чтобы нефть из Венесуэлы не досталась Китаю. И все усилия Трампа по смещению Мадуро следует рассматривать скорее в контексте отношений США и Китая.

Дело в том, что Америке страшно не нравится ряд фактов, касающихся Поднебесной, которые не дают Вашингтону «порешать» этот вопрос быстро и привычными методами. В первую очередь, Америка хотела бы разделаться с китайской промышленностью. И добиться того, чтобы всю высокотехнологичную продукцию в Поднебесной закупали бы, а не производили.

К сожалению (для Запада) у Китая есть такой ограничительный рычаг, как редкозёмы, поставки которых он резко ограничил, как только Европа и США стали на него давить. И здесь опять есть целый ряд вопросов, которые многие не понимают. Начнём издалека.

Объём мирового рынка редкоземельных металлов растёт. Если в 2024 году он оценивался в 11,7 млрд долларов, то по итогам 2025 года рост прогнозируется до 12,5 млрд долларов, а к 2030 году рынок вырастет почти в 3 раза — до 33,5 млрд долларов. Спрос опережает предложение, потому что сырье и продукция из него жизненно важны для экономики развитых стран.

Причём, надо понимать, что редкозёмы – это отнюдь не только пресловутые смартфоны и прочие гаджеты, но также – и современные оборонительные системы. Причём Западу совсем не нравится даже то, что Китай в состоянии влиять на рынок микроэлектроники, потому что там зарабатываются огромные деньги. А уж идея о том, что Пекин может буквально остановить производство современного оружия на Западе, откровенно выводит их из себя.

Доминирует на рынке редкоземельных металлов Китай. Он обеспечивает 90% мировой переработки, являясь абсолютным лидером по объему как добычи, так и разведанных запасов.

Но здесь опять же зачастую упускают из вида ряд ключевых деталей. Дело не только в разведанных запасах редкозёмов, которые у Китая и правда велики. И дело не только в его переработке.

Дело в том, что добывать руду, содержащую редкозёмы, можно далеко не только в Китае. Недаром, собственно, Америка так суетится вокруг той же Монголии. Но, казалось бы, почему же мы тогда не слышали о мировом лидерстве Монголии в этой индустрии? А тому есть важные причины.

Дело в том, что помимо добычи, существует ещё вопрос обогащения и переработки той руды, которая содержит редкоземельные элементы. Потому что процент полезного вещества в них крайне невелик. Кроме того, зачастую подобные источники содержат сразу много редкоземельных элементов, и их надо отделять друг от друга.

А современные технологии отделения редкозёмов и их обогащения на сегодня есть только у Китая. Причём ударение здесь именно на слове «современные». Потому что другие страны тоже могут выделить редкоземельные элементы, но при этом эффективность их методов будет хуже, а финальное сырьё станет в разы дороже.

Именно эта сумма факторов делает Китай лидером не только по добыче, но и по переработке такого рода сырья. Без участия Поднебесной все эти редкоземельные металлы станут дороже и это повлияет на стоимость финального продукта. Потому-то Пекин и оказался внезапно столь влиятелен в вопросах микроэлектроники.

Скажем сразу, что у России тоже есть хорошие технологии добычи и обогащения редкозёмов. А кроме того – есть и свои разведанные месторождения этих элементов. Но всё это необходимо развивать и улучшать. Чтобы не остаться в аутсайдерах, Россия должна создать собственную технологическую цепочку от добычи до производства.

«Нужно внедрять передовые технологии обогащения руды редких и редкоземельных металлов и их обработки, и, конечно, стимулировать спрос на них внутри России на новых производствах», — заявил Владимир Путин и поручил правительству России утвердить дорожную карту долгосрочного развития добычи и производства редких и редкоземельных металлов.

Для нашей страны сегодня это залог экономического, технологического и политического суверенитета завтра. Вовлечь ценнейший ресурс в хозяйственный оборот и создать полный цикл переработки редкоземельных металлов призван Ангаро-Енисейский кластер. Проект будет реализован на территории Большой Сибири и объединит десятки предприятий, научных институтов и вузов в единую сеть, которая обеспечит спрос новых производств на высокотехнологичную продукцию и достойное место России на мировом рынке редкоземельных металлов.

Нетрудно догадаться, что зависимость от иностранных государств, да к тому же в таком критически важном сырье – это достаточно неприятное положение дел. И поэтому Россия обязана создать свою собственную производственную базу, чтобы не только обеспечить редкозёмами себя, но и иметь возможность продавать их союзникам, привлекая их на свою сторону.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: